- Общество

23 сентября – Петр и Павел — рябинники

Из всех святых, поминаемых в этот день Церковью, народный календарь остановил свое внимание на двух святителях — епископах Петре и Павле, живших и пострадавших в византийском грроде Никея в IX веке. Соименные глубоко почитаемым святым апостолам Петру и Павлу, они и воспринимались «в свете» их славы, получив в народе название «Малые Петро-Павлы».

На Руси два Петра-Павла — большой да малый, летний да осенний.

Если с Петрова дня (12 июля) разрешалось есть землянику, клубнику и другую лесную ягоду, то к осеннему Петру-Павлу приурочивали сбор рябины.

Осенние Петры-Павлы — рябинники. Рябина именинница.

В эту пору, когда обычно прошли первые утренние заморозки, рябина становится сладкой. «Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту — дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птице».

Если рябины в лесу много — осень дождливая, если же мало — сухая.

Как рябины много уродилось, то сыра осень будет, а как нет горазно, то суха осень живет (пинеж.).

Большой урожай рябины — к морозной и долгой зиме.

«Много ягод на рябине предвещает строгую зиму, <…> посему и заготавливают тогда рябиновый квас, слабительный и прохладительный, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою».

Рябина широко использовалась в народной магии (как оберег) и в народной медицине. К примеру, считалось, что леший боится рябиновой палочки, которую не может перешагнуть; в некоторых селениях Русского Севера для защиты от лешего высаживали около дома деревце рябины. В Новгородской губернии, «вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не возвратился домой. В Воронежской губернии сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе».

Со старинных времен сохранялась вера в то, что разболевшемуся, занедужившему человеку необходимо трижды пролезть сквозь рябиновый куст или расщепленное надвое дерево рябины, и болезнь перейдет на них, а человеку возвратится здоровье. Рябину считали хорошим средством избавления от зубной боли. Калужане советовали: если заболели зубы, надо «подойти к рябине и погрызть ее несколько раз, приговаривая: Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — всю тебя изгрызу». При этом верили, что зубы обязательно заболят у того, кто причинит рябине вред (срубит, сломает ветки, использует на дрова и пр.). В Лукояновском уезде Нижегородской губернии еще в первой половине XIX века представления о том, что рябина снимает зубную боль и может наслать ее, выразились в таком способе лечения: «Знахарь берет рябиновый сучок, надкалывает его начетверо, шепчет над ним и дает больному несколько минут подержать на больных зубах, причем строго приказывает несколько годов сряду не есть рябины». Нередко тот, кто мучился зубной болью, сам приходил к рябине на утренней заре, обнимал дерево или вставал перед ним на колени и произносил: «Рябина, рябина, возьми мою болезнь, отныне и до веку тебя не буду есть», после чего возвращался домой, не оглядываясь. Нарушался такой зарок очень редко.

В народных песнях, частушках рябина обычно выступает символом тоскующей женщины, безрадостной жизни, измены милого. Во многом это объясняется традиционным для народной поэтики восприятием контрастного сочетания белого (при цветении) и красного (созревших ягод) цвета и горечи ягод.