- Новый путь, Это интересно

К юбилею газеты “Новый путь” (статьи из прошлого)

К сожалению, систематические подшивки районной газеты начинаются с 1949 года, из выпусков до этого времени сохранились разрозненные номера. Тем не менее они дают представление, чем жили люди.

1 июня 1936 года газета вышла под лозунгом: «Все на выборы в Верховный Совет РСФСР», которые состоятся 26 июня.

На первой полосе – материал о предвыборном митинге рабочих, колхозников и служащих района. Они призвали отдать свои голоса за кандидата в депутаты от Кувандыкского района Степаниду Ивановну Варавину.

Здесь же текст выступления самой Варавиной и ее фотография, на снимке – красивая женщина с волевым, умным взглядом.

Великая честь

Великая честь выпала на мою долю: избиратели Кувандыкского района выдвинули меня кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР.

Великая честь оказывается бывшей батрачке, терпевшей до революции <…>, унижения, подневольный труд <….>.*

Десяти лет я была прислугой у <….> мироеда. Получала рубль в месяц.

С тринадцати лет мыла полы, стирала <…> – и так целые сутки.

В колхоз я сразу вступила, как только он у нас организовался. Здорово кулаки нам мешали, чуяли, что конец их силе приходит. Еще до колхоза всячески они пытались опять на старое повернуть, чтобы бедняки на них шею гнули. У меня лошади тогда не было, дал мне как-то кулак лошадь, один раз съездила на мельницу, а потом за это три недели на него работала, молотила. Землю свою сама засевать не могла. Кулак мою землю засеет, мне несколько сажей отдает, а на моих-то саженях один бурьян родится — никто за посевами не смотрит. Глядишь, и убирать нечего.

Всю жизнь на кулаков спину гнула, опостылели <…>. …С 1931 года в течение <…> лет, зимой, когда нет полевых работ, я была сторожихой в школе и сельсовете. В то время избенка моя совсем развалилась, я в чулан сельсовета и жить перешла. Потом в 1937 году и избу приобрела, и корову, и телку, и птицу.

Сейчас у нас ни одного бескоровного колхозника в селе нет.

Вот уже восьмой год председательствую я. И год за годом чувствую, что расту. В 1932 году я в партию вступила, агитационной и организационной работе научилась. Несколько раз меня премировали за успешное распространение займа, за дорожное строительство и уборочную кампанию.

Успеха мы потому добивались, что каждое мероприятие обеспечивали большой массовой работой, развивали стахановское движение, премировали передовиков. Административными мерами — штрафами, выговорами наш сельсовет никогда не злоупотребляет. Дружно идет работа. После сева обязательно хочу я, чтобы радио в избах колхозников было, телефон провести. И чтобы возле каждого двора деревца посадить.

8 января этого года избрали меня парторгом территориальной партийной организацией. Стала я приглядываться к людям — вижу, организация у нас очень маленькая, всего 3 человека, а возможности для роста ее — огромные.

За то время, как я работаю парторгом, наша парторганизация трех человек в партию приняла.

До революции мы в своей деревне слова не могли сказать, а теперь нас женщин учат управлять государством. И заветы Владимира Ильича Ленина я <….>.

Читаешь эти строки, и словно смотришь фильм о том времени. Бывшая батрачка стала председателем колхоза, коммунистом, люди в деревне начали жить лучше…

Таких тогда выбирали депутатами Верховного Совета. В отличие от сегодняшних депутатов Государственной Думы, работали они без отрыва от производства, без всяких привилегий, лишь два раза в год ездили в Москву на сессии, возвращались и продолжали трудиться на прежнем месте.

*Места в тексте, где слова не читаются.

Прим.: тексты из газет приводятся в оригинале.